Детская литературная студия Центральной детской библиотеки им. Аркадия Петровича Гайдара г. Севастополь

- Литературная учеба -

Если ты заглянул в этот раздел с пугающим названием «Литературная учеба», значит, хочешь не просто писать, а писать правильно. Возможно, некоторая информация покажется тебе сложной. Не стоит отчаиваться. Обратись к примерам, которые обязательно будут присутствовать в изучаемой тобою статье. В конце концов, мы можем разобрать все «непонятки» на занятиях в библиотеке.  

Урок 1. Стих и стихотворение

Что ж, давай поговорим о стихах.
Прежде всего, что такое «стих»? В переводе с греческого языка это слово означает – ряд, строка. Понятие стиха характерно для поэтической речи.
А какая еще бывает речь? Правильно, прозаическая. Разговариваем ли мы друг с другом стихами? Обычно, нам это не свойственно. По целому ряду причин. Ну, согласитесь, просто ли выстраивать мысли рядочком, делать их определенной длины, да еще чтобы складно получалось? Проще говорить, как получается. Вот эту статью я пишу прозой. А теперь говорю стихами:

У меня есть настроенье
Сочинить стихотворенье.

Видите, какая разница! Так чем же отличается поэтическая речь от прозаической? Да вот тем, о чем я сейчас и говорила. Давайте запишем все это в виде  четко сформулированной мысли:

Стих – это форма поэтической речи, отличающейся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фразам ощутимую стройность. Всякий стих основан на системе повторности определенных элементов, придающих речи четкость ритмической композиции.

Обратите внимание:  одну строку в поэзии также называют стихом.

О каких параллельных рядах ведется речь? Да вот они. Видите? Как линеечки почти одинаковой длины:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

А о какой повторности говорится в определении? Давайте мы поговорим об этом чуть позже, когда наши знания о поэзии пополнятся несколькими важными понятиями. Так нам будет проще разобраться в этом непростом вопросе.

А что же проза? Она не содержит в себе ни системы параллельных рядов, ни единства повторяемости элементов.

«Стойте, а рифма!» – воскликнете вы. Почему мы ни слова не сказали о рифме?
Только лишь потому, что этот элемент, по которому легко узнать стих, не обязателен в поэзии (кстати, с рифмой тоже придется разобраться – что она за чудо такое?). Оказывается, есть стихи без рифмы. Например, белые стихи. Параллельные ряды в них присутствуют, а рифмы – нет и быть не должно.
Вы ведь знаете стихи Григория Остера? Например, эти:

Потерявшийся ребенок
Должен помнить, что его
Отведут домой, как только
Назовет он адрес свой.
Надо действовать умнее,
Говорите: "Я живу
Возле пальмы с обезьяной
На далеких островах".
Потерявшийся ребенок,
Если он не дурачок,
Не упустит верный случай
В разных странах побывать.

В них есть все признаки стиха, они – не проза. А рифмы (подождите, и о ней поговорим) нет!

Кстати, как правильно сказать: «я прочитал стих» или «я прочитал стихотворение»?
Давайте разберемся.
Слово – или термин, как говорят взрослые – «стихотворение» ввел в русскую поэтику Симеон Полоцкий, живший в 17 веке. И понимал он под этим словом способ сложения стихов:  стихотворение – творение стихов. 
Теперь под стихотворением  понимают законченное по смыслу и форме поэтическое произведения в стихах небольшого размера.
Вспомните, мы говорили, что стих – это форма поэтической речи. Так как нам говорить? Правильно: «Я прочитал (написал, услышал, узнал, полюбил и т.д.) стихотворение».
Запомните?
Тогда до встречи на следующем занятии.

Урок 2. Форма стиха. Строфа. Стихотворение в прозе, проза в стихах.

Давайте продолжим изучать поэзию. Если спросить, как должно выглядеть стихотворение, большинство скажет – вот так:

ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Михаил Лермонтов

Четыре рядочка – пропуск и т.д. Да, много стихов написано таким способом. Кстати, вот эта самая группа из четырех рядов имеет свое название – катрен.
Катрен (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, отдельная строфа из четырёх строк.

То есть, в стихотворении «Парус» три катрена.

Стоп! А что это за понятие такое – строфа? Давайте разберемся.

Слово это пришло из греческого языка. Там строфа – кружение, поворот. В Древней Греции в театрах всегда присутствовал хор, рассказывающий зрителям о том, что играют актеры. При исполнении песни хор двигался по сцене и, сделав круг, возвращался на первоначальное место. Вот такая песня в один оборот и называлась строфой.
А что это слово означает ныне?

Строфа – это группа строк, связанных по смыслу, часто имеющая законченное содержание; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки.
Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.

Таким образом, в стихотворении «Парус» строфы представляют собой катрены.

А бывают ли другие строфы?
Конечно. Например, одностишие – одна строка. Даже целое стихотворение может состоять из одностишия. Тогда его называют «моностих».

Моностих – одностишие с законченной смысловой и синтаксической структурой.

Вот пример однострочной поэзии:

...она спит, как капелька дождя в луже.
Павел Байков

Красиво? Представляете, как сложно писать моностихи? Ведь они должны донести до слушателя столько мыслей, идей, впечатлений!

Чуть побольше у поэта места в другой форме, называемой двустишие.

Двустишие или Дистих – простейшая форма строфы – сочетание двух стихотворных строк, объединенных общим смыслом, интонацией и связанных общей рифмовкой.

Двустишие популярно у всех народов мира. «Три пальмы» написаны М.Ю. Лермонтовым именно двустишием.
А вот пример двустишия у А.С. Пушкина:

Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную душу терзает печаль.

А можно объединить в строфу три строки? Можно. Такая форма стиха существует и называется трехстишие.

Трехстишие –  это строфа, состоящая из трех стихов (строк).
Вот пример:

На морских берегах я сижу,
 Не в пространное море гляжу,
 Но на небо глаза возвожу.
А.Сумароков

Трехстиший существует несколько разновидностей, отличающихся рифмовкой. Трехстишие может существовать, как отдельное произведение, но может быть и составной частью более крупного  стихотворного произведения. Трехстишием написана «Божественная комедия» Данте. Трехстишия входят в сонеты (потом мы разберемся, что это такое – сонет).

А бывают ли стихи, написанные без строф? Конечно! Их называют нестрофичными. Вот пример – басня Крылова:

БЕЛКА

В деревне, в праздник, под окном
Помещичьих хором,
Народ толпился.
На Белку в колесе зевал он и дивился.
Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:
Так бегала она, что лапки лишь мелькали
И раздувался пышный хвост.
«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя ли
Сказать, что делаешь ты здесь?» —
«Ох, милый друг! тружусь день весь:
Я по делам гонцом у барина большого;
Ну, некогда ни пить, ни есть,
Ни даже духу перевесть».—
И Белка в колесе бежать пустилась снова.
«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,
Что ты бежишь, а всё на том же ты окне».
                   _______

Посмотришь на дельца иного:
Хлопочет, мечется, ему дивятся все:
Он, кажется, из кожи рвется,
Да только все вперед не подается,
Как Белка в колесе.

Поэзия – удивительное искусство! Оказывается, среди ее форм встречается и такая, как «стихотворение в прозе».
Термин ввел в поэтику И.С. Тургенев.

Стихотворение в прозе – это произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Оно характеризуется особой образностью, краткостью, напряженностью сюжета, глубиной мысли, напевностью речи.

Вот замечательный пример стихов в прозе:

МЫ ЕЩЕ ПОВОЮЕМ!

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель - и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся - и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб...
 - Мы еще повоюем, черт возьми!
И.С. Тургенев


Как вы считаете, а проза в стихах существует? Отвечаю утвердительно – да! Все дело в окончании предыдущего определения, выделенного синеньким цветом. Вот оно:
… характеризуется особой образностью, краткостью, напряженностью сюжета, глубиной мысли, напевностью речи.

Это – признаки поэзии. Нет их – нет поэзии. Даже если присутствует ритм, рифма, на строфы поделено. Следующий пример – не поэзия. Это – проза в стихах. Не путайте, пожалуйста!

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.

Для второго урока вполне достаточно. Как вы думаете, что самое главное я успела вам сказать на этом занятии? Думаю, вы догадались. Оно – о поэзии и выделено сиреневым шрифтом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий